Актёр из фильма «Движение вверх»: «Мы целый год провели, репетируя весь этот баскетбольный балет»

В субботу 23 февраля 2019 года на телеканале Россия-1 состоится телепремьера нашумевшего спортивного фильма “Движение вверх”. Фильм выйдет в эфир в вечернее время – 20:25.

Производство: Третий совместный проект телеканала “Россия” и студии ТРИТЭ Никиты Михалкова при участии ЦПШ Продюсеры: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков Режиссер-постановщик: Антон Мегердичев Автор сценария: Николай Куликов Оператор-постановщик: Игорь Гринякин Художник-постановщик: Сергей Агин В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Иван Колесников, Александра Ревенко, Кузьма Сапрыкин, Жильвинас Тратас, Марат Башаров и др.

image

Интересные факты о фильме “Движение вверх”

  • В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова “Движение вверх”.
  • Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
  • Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента “Центровой из поднебесья”.
  • Финальная версия сценария “Движения вверх” была 22-й.
  • Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
  • Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
  • Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
  • CG Factory (“Экипаж”, “Он – дракон”, “Метро”) под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
  • Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
  • В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
  • Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. “Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле”.
  • Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – “гражданских” и спортивных комплектов.
  • На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х-начала1970-х годов.
  • Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
  • Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
  • Для картины заказали более 20 “исторических” баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
  • На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
  • Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-“паук” отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи “шестым” игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-“рапид” фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
  • Систему для камеры-“паука” с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
  • Съемки финальной игры продолжались месяц.
  • Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.
  • Первый показ “Движения вверх” для профессионалов состоялся 27 ноября 2017 года в рамках 104-го Российского кинорынка в Москве. Фильм встретили овацией.

Содержание фильма “Движение вверх”

События фильма начинаются в 1970-м году. В сборной СССР по баскетболу меняют главного тренера. Новым наставником команды становится Владимир Гаранжин. Ранее он работал тренером ленинградского «Спартака». Как только Гаранжин вступает в должность, он меняет состав команды. Ранее в него входили преимущественно игроки клуба «ЦСКА», однако Гаранжин берет много игроков из других клубов.

Первым серьезным испытанием для команды Гаранжина становится Чемпионат Европы 1971 года. Сборная СССР становится победителем этого чемпионата. Но тренер замахивается на куда более высокие цели. Во время пресс-конференции он неожиданно для всех заявляет, что впереди Олимпийские игры в Мюнхене и на них сборная СССР собирается обыграть сборную США. Это заявление сильно пугает спортивных чиновников. В год 50-летия СССР они просто не могут допустить, чтобы команда провалилась на соревнованиях, так как от этого зависит – сохранят они свои должности или нет. А в возможную победу над сборной США никто не верит.

После столь амбициозного заявления Гаранжин в корне меняет подход к физическим тренировкам. Он начинает применять продвинутые западные методики. Но главная работа заключается не только в физической подготовке, ему нужно провести большую психологическую работу над командой, чтобы сами игроки поверили в то, что они смогут обыграть команду американцев, которые на тот момент обыгрывали всех своих соперников. Чтобы у сборной СССР появилась возможность попрактиковаться с серьезными соперниками, Гаранжин добивается того, чтобы для его команды устроили ряд товарищеский матчей за рубежом.

Возвращаясь на родину после одного из таких матчей, часть игроков сборной попадается на провозе контрабанды. Гаранжину четко дают понять, что если его команда проиграет, то по этому делу могут начать серьезное разбирательство. Также одной из проблем становится литовский баскетболист Модестас Паулаускас, который постоянно поднимает различные антисоветские темы в коллективе.

Во время серии товарищеский игр в США у Александра Белова случается приступ, и он просто падает на пол во время игры. В местной больнице сообщают, что Белову нужно длительное и серьезное лечение. Его дальнейшее участие в играх сборной становится под вопросом. Гаранжин все это время откладывает деньги на операцию для своего сына инвалида, которую ему надо сделать за рубежом, так как в СССР таких операций не делают. Однако, оценив всю ситуацию с Беловым, он жертвует все свои деньги на лечение игрока. Гаранжин продолжает тренировать команду и пытается внушить им мысль, что он смогут победить.

И вот наступает волнительный момент – в Мюнхене начинаются Олимпийские игры. Сборные СССР и США уверенно обыгрывают своих соперников и продвигаются к финалу. Четвертого сентября 1972 года в Мюнхене происходит теракт. Советские чиновники думают, что надо использовать этот момент как предлог, чтобы отказаться от дальнейшего участия в играх и таким образом избежать позора с поражением от сборной США. Жертвами теракта становятся 11 членов израильской олимпийской сборной. После траура председатель федерации баскетбола СССР делает публичное заявление о том, что сборная будет играть дальше.

Чем закончился фильм “Движение вверх”

Наступает день финальной игры. В последний момент Гаранжин меняет состав игроков, которые выйдут на старте. Он пытается тактически переиграть команду, возглавляемую тренером Генрии Айбом. Команде Гаранжина удается серьезно вырваться вперед по очкам, однако американцы начинают играть жестко, много прессингуют и догоняют противника. За 6 секунд до финальной сирены сборная СССР ведет с разницей в одно очко. После вынужденного фола американцам впервые в матче удается вырваться вперед.

Когда остается всего 3 секунды до конца матча, сборная СССР только начинает разыгрывать мяч, как раздается сирена. Матч окончен. Сборная США начинает бурно праздновать свою победу. Но тут помощнику тренера, Сергею Моисееву, удается заметить, что с таймером явно была какая-то проблема. Вместо оставшихся трех секунд на нем осталась только одна секунда. А после этого таймер вообще стал показывать иное время. Моисеев требует, чтобы сборной СССР дали доиграть положенные три секунды. Выслушав просьбу помощника тренера, судьи выставляют на таймере три секунды и дают сборной СССР доиграть матч. За эти три секунды Иван Едешко делает длинный пас на Александра Белова, которому удается забросить мяч в корзину. Сборная СССР выигрывает со счетом 51:50.

После победы все игроки сборной, осознав, как много для них сделал Гаранжин, отдают все свои премии за финальную игру тренеру, чтобы тот мог оплатить операцию своему сыну.

В фильме рассказывается о легендарной победе сборной СССР над американцами в финале мужского баскетбольного турнира на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. В основу картины легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». Кроме того фильм стал первым российским фильмом, заработавшим 2 млрд. рублей. image Сегодня в мы узнаем, как создавался этот фильм. Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. «У нас были невероятные консультанты, – вспоминает Владимир Машков. – С нами всегда был Александр Сергеевич Белов, сам – баскетболист, невероятного таланта человек. Я за ним наблюдал, он подробно разводил баскетбольные сцены, и каждая была максимально близка к тому, как это было на реальной игре. Также с нами очень часто был Иван Иванович Едешко, он утверждал некоторые ключевые реплики. У нас были распечатки с его ценными наставлениями». «Подготовку к проекту я начал с внимательного многократного ознакомления с игрой. Я ее пересмотрел раз 500, я не шучу, – признается режиссер картины Антон Мегердичев. – И понял, что смотреть ее интересно, что даже в таком документальном виде она прекрасна! Потом я начал думать, как перевести игру на язык блокбастера. В ней этот потенциал был очевиден, оставалось только адаптировать ее для кинематографа. И месяца два я посвятил тому, что подробно расписывал игру, вербализировал, превращая в третий акт картины. Этот вариант сценария потом читали продюсеры, актеры, и материал, к счастью, их зажег». Однако это было лишь начало работы. Финальная версия сценария фильма была аж 22-й по счету. Съемочный период начался в июле 2016 года и продолжился до ноября. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. Снятые таким образом сцены вошли в фильм. «Съемки баскетбола были беспрецедентными, – делится впечатлениями продюсер Леонид Верещагин. – Выскажу мнение, что так баскетбол не снимал еще никто в мире. Оператор–постановщик Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр этой очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, так как вся драма происходит на его кромке. Игорю и его команде это удалось блестяще». Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К. Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. «Это было впечатляюще, – говорит Владимир Машков. – На площадке были также актеры массовых сцен. Их было по 500–600 человек, которые действовали в зале в жару. Градусов под 50 там было всегда…». Тем не менее в кадре зрители видят куда больше зрителей, чем 500 человек, потому что компания CG Factory под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами. Ее использовали на сверхобщих и средних по крупности планах. В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. «С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актер Кирилл Зайцев. – Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Я начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета. Финальный матч – кульминацию картины – репетировали 6 месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссер и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съемки финальной игры продолжались месяц. «Сложнее проекта у меня не было, – признается Антон Мегердичев. – Апофеозом стал эпизод «3 секунды». Это был самый серьезный вызов в моей карьере. И в драматургическом отношении, и в отношении технологий. В картине эпизод длится 7–8 минут, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображающую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать ее адекватной тому, что происходит во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа». «Баскетбол оказался крайне киногеничным видом спорта, что стало для нас сюрпризом: приступая к съемкам, мы об этом даже не подозревали, – говорит продюсер Леонид Верегащин. – Но картина не про баскетбол. Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством». Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен также можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х – начала1970-х годов. Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Кроме того, для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей, сделанных по советским стандартам для международных соревнований, а также специальные мягкие мячи, использовавшиеся во время съемок трюков. Текст Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»! Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает. Жми на иконку и подписывайся! — http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/ — https://www.facebook.com/kaketosdelano/ — https://www.youtube.com/kaketosdelano — https://vk.com/kaketosdelano — https://ok.ru/kaketosdelano — https://twitter.com/kaketosdelano — https://www.instagram.com/kaketosdelano/ Официальный сайт — http://ikaketosdelano.ru/ Мой блог — http://aslan.livejournal.com Инстаграм — https://www.instagram.com/aslanfoto/ Facebook — https://www.facebook.com/aslanfoto/ Вконтакте — https://vk.com/aslanfoto

Люди

Разговор накоротке с актером Иваном Колесниковым.

автор Мария Погребняк .

5 Февраля 2018

Иван Колесников, 34 года. Снялся без малого в 30 фильмах, в том числе в «Конце прекрасной эпохи» Станислава Говорухина и «Анне Карениной. Истории Вронского» Карена Шахназарова. В «Движении вверх» сыграл Александра Белова. Именно бросок Белова на последних секундах финала Олимпиады-1972 между СССР и США принес нашей сборной победу. В 26 лет талантливый игрок скончался от саркомы сердца.

— У этого фильма своя специфика — он об очень высоких людях. Что значилось в требованиях на кастинг — рост не ниже какого числа сантиметров? — Да, одним из обязательных условий был рост метр девяносто. И еще надо было иметь более или менее спортивное телосложение. Более или менее — потому что баскетболисты в то время не были сильно раскачанными. Они были худощавыми. Мне пришлось сбросить 6-7 килограммов. Кастинг в ТРИТЭ (студия Никиты Михалкова) — это всегда кастинг по всей России и странам СНГ. Кастинг-директора объездили сотни городов, чтобы найти артистов. И мне повезло, что я оказался среди них. Конкурс был большой, многим отказывали, конечно. Меня утвердили сначала на Сергея Белова (игрока, чья автобиографическая книга легла в основу фильма), но потом поняли, что я не вытягиваю физически, и утвердили на Белова Александра. Надо было иметь определенное телосложение, чтобы сыграть Сергея — у него было больше спортивных сцен. А у моего героя, Александра, больше драматических. Пока вам рассказывал об этом, вспомнил историю, как меня однажды не взяли на роль. Я был тогда совсем молод, и меня не утвердили с формулировкой «вы очень красивый». Продюсер так и сказал: извините, но вы слишком привлекательны. Я тогда был так ошеломлен, сказал: может, мне шрам на лице сделать? Но все равно не взяли (смеется). — У вас были дублеры в фильме? Или вы все делали сами? — Да какой там сам! У меня был дублер по имени Костя — великолепный совершенно человек. Он очень помогал мне, показывал, как правильно бросать. Ну, конечно, какие-то вещи, когда был средний план, я делал сам, часть несложных пробежек тоже. Но когда на общем плане бегу я, это выглядит, как будто бежит не баскетболист, а огромная подстреленная лань (смеется). А Костя — профессиональный спортсмен, он бегает как надо. Люди, которые с ранних лет занимаются каким-либо спортом: баскетболом, хоккеем, плаваньем, конным спортом, — двигаются по-особому, у них своя походка, свои особенности тела. Вообще большое спасибо Косте, потому что он работал столько же, сколько и я. Сравните: обычная баскетбольная тренировка длится 3 часа, матч — 2, а мы на площадке работали по 12-14 часов, это очень тяжело физически. С другой стороны, мы начали сниматься уже тренированные, не с нуля, тело привыкло к нагрузкам. Но все равно было непросто, я заработал на этих съемках повреждения двух менисков. Я, кстати, вчера впервые за год ездил на лошади. Так когда слез с нее, не мог согнуть колени, ходил, как будто жердь проглотил. Так что в спортивных фильмах на площадку все приходят натренированными. — Кто-то консультировал, поправлял вас и других актеров относительно стиля эпохи и стиля жизни: мол, в 1970-х так не говорили, не жестикулировали? Что вас удивило в той эпохе, в тех людях, когда вы, работая над фильмом, узнали их поближе? — У меня с этим временем вообще многое связано. Один из моих последних фильмов — «Конец прекрасной эпохи» по рассказам Довлатова, это как раз о 1970-х. Станислав Говорухин — вообще мой билет в большое кино, благодаря ему я попал в «Движение вверх». С эпохой у меня проблем не было: мне близок тот стиль одежды, манера говорить, я редко употребляю современные выражения. Мне почти 35, но я близок больше к советскому времени, чем к современному. Люди 70-х были, как мне кажется, гораздо честнее, открытее, человечнее, чем нынешние. Их легче обидеть или задеть — они не понимают жесткого юмора. Даже, скорее, не юмора, а тех, выражаясь современно, жестких стебов, которые сейчас выдают за юмор. Современный юмор бьет сзади, он ниже плинтуса, он менее смешной, чем шутки 1970-х, слишком простой. Считается, что самый сложный юмор — английский. Мне кажется, это потому, что в Англии смеются над собой, а современные люди ушли от этого, они высмеивают других, и это уже пошлость. — Вы работали с американскими актерами. Насколько их представления о съемках, требования, райдеры отличались от ваших? — Первое отличие — у американских актеров в принципе были райдеры, у нас нет (смеется). У них там четко все расписано: когда перерыв на обед, сколько часов работать. Они работали меньше, чем мы, у них с этим все строго. У меня английский так себе, но мы находили общий язык, у нас был переводчик, много шутили. Даже тусовались с ними. Я меньше — у меня семья, дети, обязанности. Показывали им Москву. Ох, вы бы видели, как русские девушки реагировали на огромных ребят-афроамериканцев в клубах (смеется). Потом летали к ним в Америку (часть съемок проходила в США), они нас знакомили с Лос-Анджелесом. Я понял, что американская свобода — это в какой-то степени миф. Очень много формальностей и ограничений: ну, например, нельзя носить больше 5 тысяч долларов в кармане — могут возникнуть вопросы, откуда столько кэша. Они редко ходят по гостям, могут до шести вечера выпить по пиву и разойтись. Это не похоже на настоящую русскую мужскую дружбу. — Много пишут, что вдовы главного тренера той сборной Владимира Кондрашина и игрока Александра Белова негативно восприняли фильм. Особенно в том, что касается болезни Белова, которой на самом деле в этот период не было. Что думаете об этом, об искажении фактов в сценарии? — Я могу понять вдову Кондрашина: сам Кондрашин завещал, чтобы про него не снимали ничего и ничего не писали. Что касается болезни Саши Белова: да, она случилась позже, время в фильме сжали для усиления драматизма. Но я скажу так: если бы не было «Движения вверх», об этих людях никто не узнал бы, не вспомнил сегодня. Если вдова Белова считает, мол, не знали, ну, и ладно — ну, что ж, пусть будет так. Банально звучит, но народ должен знать своих героев. Именно после таких фильмов дети записываются в спортивные секции, а взрослым хочется стать лучше. Эта лента, называйте ее как угодно — патриотической, о дружбе, о любви — в любом случае заставит тебя что-то понять и толкнет тебя на что-то. Сейчас много снимают фильмов типа про нашу жизнь. Они ничего, кроме того, что мы все живем в говне, не демонстрируют. Если мы будем показывать жизнь, как она есть, это будет просто ни о чем, скука смертная. — Что думаете о ситуации с нынешней Олимпиадой? Тех, кто решил поехать, поливают грязью в соцсетях, называют предателями. — Я ненавижу соцсети и не очень понимаю людей, которые туда что-то плохое пишут. Люди, которые льют грязь, они просто недалекие. Они не в силах понять, каково это — тренироваться без менисков, с больными ногами, на износе, чтобы попасть на Олимпиаду, потому что любой серьезный спортсмен стремится к этому. И поливать их грязью за это — просто свинство. Они, конечно, должны ехать и показывать, что могут. Они остаются русскими, они борются за себя и за Родину. Многим спортсменам закрыли этот путь. И те, кто едут, они бьются за себя и за того парня. —> Теги спорт кино актер история Олимпиада съемка 14:21 18.01.2018 (обновлено: 10:05 19.01.2018) 721 Актер Кирилл Зайцев, исполнивший роль лидера сборной СССР по баскетболу Сергея Белова в фильме «Движение вверх» © Sputnik / Sergey Melkonov

Сюжет

«Движение вверх»

Фильм основан на реальных исторических событиях и повествует о финальном матче баскетбольного турнира летних Олимпийских игр 1972 года между мужскими сборными СССР и США, состоявшемся в Мюнхене в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года. Тогда советская сборная в последние три секунды выиграла у американской со счетом 51:50.

«Команда мечты 1935»

Фильм основан на реальных исторических событиях и повествует о финальном матче первого чемпионата Европы по баскетболу в Женеве 4 мая 1935 года. Тогда сборная Латвии выиграла у сборной Испании со счетом 24:18 и стала первым чемпионом Европы.

Главный герой

«Движение вверх»

Тренер сборной СССР Владимир Гаранжин, в реальной жизни этот пост занимал Владимир Кондрашин.

«Команда мечты 1935»

Тренер сборной Латвии Валдемарс Бауманис, историческое лицо.

Кадр из фильма «Движение вверх» © «Централ Партнершип»

Трудности, преодолеваемые главным героем

«Движение вверх»

Неверие спортивного начальства в победу над американской сборной, запугивание КГБ, недоверие команды новому тренеру, раскол в команде и несоблюдение спортивного режима, больной ребенок, нехватка денег. Гаранжин вкладывает личные средства в лечение баскетболиста Александра Белова в американской больнице.

«Команда мечты 1935»

Неверие спортивного начальства в тренера, откровенный саботаж и запугивание, нехватка денег, раскол в команде и несоблюдение спортивного режима. Бауманис вкладывает личные средства и берет в долг, чтобы сборная смогла поехать в Женеву.

Как показана работа тренера

«Движение вверх»

Гаранжин чертит схемы в тетради, наблюдает за игроками соперника, придумывает для своих игроков новые упражнения.

«Команда мечты 1935»

Бауманис чертит схемы в тетради, изучает прессу о соперниках, приглашает специалиста по физподготовке, который придумывает для игроков новые упражнения.

Конфликты в команде

«Движение вверх»

Первоначально конфликт намечается из-за принадлежности к разным клубам, но эта тема в дальнейшем не раскрывается. Отдельные игроки противопоставляют себя коллективу, а Модестас Паулаускас показан типичным литовским националистом и антисоветчиком. Но потом все сплачиваются.

«Команда мечты 1935»

Поскольку сборная состоит из представителей Латвийского университета и латвийской армии, между ними возникают противоречия. Студенты показаны более материально обеспеченными, а военные – более бедными. Но потом все сплачиваются.

Факторы победы

«Движение вверх»

Благодаря страшному напряжению сил игроки побеждают, руководствуясь указаниями тренера. Тема советского патриотизма практически не раскрыта.

«Команда мечты 1935»

Когда баскетболисты проигрывают, то собираются в круг и кричат «Латвия!». И сразу начинают забивать. Решающим фактором победы в финальном матче показан ввод игрока в носках с национальным орнаментом.

Главные соперники

«Движение вверх»

Сборная США показана достаточно подробно и уважительно.

«Команда мечты 1935»

Про сборную Испании из фильма ничего не известно.

Реакция спортивного начальства на победу главного героя

«Движение вверх»

Примазываются, хотя постоянно мешали.

«Команда мечты 1935»

Примазываются, хотя не давали денег и не верили.

Кадр из фильма «Команда мечты 1935» © Cinevilla Studio, Platforma

Как видим, если брать схематично, то оба фильма довольно схожи. Хотя и разница большая.

Во-первых, в режиссуре. Картины Айгарса Граубы, хоть и собирали большое количество зрителей («Страшное лето», «Стражи Риги»), в целом довольно унылы и прямолинейно идеологизированы. Не зря их показывают по государственным праздникам. Фильм Антона Мергидечева гораздо динамичней и драматичней.

Во-вторых, любовная линия. История отношений Александра Белова и баскетболистки Александры Свешниковой вышибает слезу, в том числе и скупую мужскую. В латвийском фильме тренер Бауманис любит свою жену Эльвиру и во всем с ней советуется. А та его во всем поддерживает.

Есть еще и такое наблюдение. В обоих фильмах в финале показывают фотографию настоящей сборной. Соответственно, советской 1972 года и латвийской 1935-го. Актеры российского фильма выглядят куда накачаннее и мускулистей, чем те, кого они изобразили. А в латвийском фильме, наоборот, спортсмены все молодые и поджарые, а актеры — или с брюшком или вовсе худосочные. Несомненно, возможности кастинга у российской студии были лучше.

Показательно и то, что баскетбольная сборная СССР была одной из сильнейших команд мира и в дальнейшем побеждала на разных турнирах. Достижение латвийской сборной, показанное в фильме, пока остается уникальным.

«Движение вверх»: победа спортсменов, которая не дает покоя американцам 8 января 2018, 11:51

И вот результат. Фильм «Движение вверх» признан самым кассовым за всю историю российского кинематографа. Только за первые дни проката картину посмотрели более 700 тысяч зрителей. По итогам третьего уик-энда он собрал в прокате более 1,82 миллиарда рублей.

По поводу фильма Айгарса Граубы сообщается, что его в кинотеатрах посмотрели более 150 тысяч зрителей.

Фестивальные итоги обеих картин сравнивать еще рано, а бюджеты сравнивать вообще нельзя. 450 миллионов рублей в 2017 году и 1 миллион 400 тысяч латов в 2012 году — суммы несопоставимые.

Но дело, как представляется, даже не в этом.

Фильм «Движение вверх» был встречен язвительными комментариями в социальных сетях. Дескать, россияне гордятся давно прошедшими победами. Но, как мы видим, это делают и в других странах. Просто одни — талантливо и при государственной поддержке. А другие собирают деньги, где могут, и при этом выходит не очень.

Фильм «Движение вверх», рассказывающий о сенсационной победе советской сборной по баскетболу над американцами, произвёл настоящий фурор. Картина собрала в прокате более 50-ти миллионов долларов и обзавелась армией поклонников по всему миру. Однако далеко не все фанаты знают, где снимали фильм «Движение вверх», и какова истинная причина популярности картины. Обо всем этом постараемся подробно рассказать ниже.

Краткое описание сюжета

Владимир Гаранжин становится новым тренером Олимпийской сборной по баскетболу. Он намерен не просто подготовить спортсменов к соревнованиям, но еще и впервые обыграть американцев. Задача кажется невыполнимой, ведь сборная США еще ни разу не проигрывала на Олимпийских играх и всегда получала золотые медали.

Инициатива Гаранжина вызывает неоднозначную реакцию у советского комитета по спорту, ведь проигрыш больно ударит по репутации страны, находящейся в состоянии Холодной войны с американцами. Самому тренеру приходится объединять коллектив, состоящий из молодых мужчин из разных советских республик. Попутно Владимир пытается накопить деньги на то, чтобы сделать операцию тяжело больному сыну.

image
Тренеру сборной приходится объединять коллектив, состоящий из молодых мужчин из разных советских республик

Фильм был основан на реальных событиях, но сценаристы позволили себе ряд допущений. В частности, сын тренера Владимира Кондрашина (в реальности его звали именно так) страдал от неизлечимого недуга. Поэтому отец не пытался выбить для него лечение за границей.

Один из главных героев Александр Белов на момент легендарного матча еще не страдал от симптомов редкого заболевания. Однако в фильме показано, что в начале 70-х он уже проходил лечение за границей. Все эти допущения стали причиной резкой критики картины со стороны родственников реальных спортсменов.

Где снимали фильм «Движение вверх»: экскурсия по местам съёмок

Фильм «Движение вверх» оказался настолько популярным, что зрителей мгновенно заинтересовал вопрос о местах съемки. Большую часть материала отсняли в России. Именно здесь в павильонах проходили тренировки экранной сборной. Также создатели картины воссоздали советские пейзажи на улицах современной Москвы.

image
Полностью снять картину в России было бы невозможно, поскольку часть сюжета развивается за границей

Однако полностью снять картину в России было бы невозможно, поскольку часть сюжета развивается за границей, и даже лучшие художники по декорациям не смогут реалистично воссоздать дух Лос-Анджелеса или грузинских гор. Именно поэтому мы предлагаем вам небольшую экскурсию по местам съемок картины.

Чемпионат мира по баскетболу 1971 года

После назначения на новую должность, Владимир Гаранжин впервые доказывает свои профессиональные умения на чемпионате мира по баскетболу 1971 года. Тогда он проходил в ФРГ, в городе Эссен. Однако съемки в современной Германии были бы слишком дорогим удовольствием для команды, работавшей над фильмом. Именно поэтому за Эссен выдали один из прибалтийских городов. Режиссер Антон Мегердичев в интервью Sports.ru не уточнил, в каком именно европейском городе проходили съемки.

image
За немецкий город Эссен выдали один из прибалтийских городов

В целом, команда часто работала в Прибалтике, и именно здесь снимались некоторые сцены, во время которых герои гуляют по европейским улочкам. В Прибалтике проходили съемки пробега Сергея Белова, а также сцены в баре, когда сборная конфликтует из-за национальных предрассудков, а Гаранжин с помощником обсуждает планы касательно будущей Олимпиады.

Свежие записи «Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката 5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители 6 ожидаемых российских сериалов: актеры отличные, сюжеты интригуют

Кстати, пейзажи Мюнхена 1972 года, которые неоднократно демонстрировались по ходу фильма, на самом деле снимались в литовской столице Вильнюс.

Поездка сборной в Грузию

image
Сцены на Кавказе действительно снимались в Грузии

А вот сцены на Кавказе действительно снимались в Грузии. Напомним, что по сценарию, один из спортсменов хочет уйти из сборной, так как у его сестры намечена свадьба. В Грузии не посещение такого мероприятия приравнивается к оскорблению всей семьи. Именно поэтому тренер решает отправить в Грузию всю свою сборную.

image
Иван Колесников позже вспоминал, что именно в Грузии прошли самые яркие и интересные дни съемочного процесса

Режиссер так и не разгласил точное место съемки данных сцен. Однако он отметил, что они проходили в горах, в небольшой грузинской деревне. Членов съемочной группы здесь приняли, как родных, с привычным местным гостеприимством. Актер Иван Колесников (исполнитель роли Александра Белова) позже вспоминал, что именно в Грузии прошли самые яркие и интересные дни съемочного процесса.

Олимпийская деревня

Финальная часть картины происходит в Олимпийской деревне в Мюнхене. Те спортивные соревнования ознаменовались трагедией, ведь 5 сентября палестинская террористическая организация «Черный сентябрь» захватила в заложники несколько десятков членов израильской сборной.

image
Финальная часть картины происходит в Олимпийской деревне в Мюнхене

В одном из интервью режиссёр Антон Мегердичев рассказывал, что Олимпийскую деревню снимали в районе Митино, а именно в строящимся жилом районе Аристово. Местные дома внешне похожи на те, что были в Олимпийской деревне в 1072 году. Для того, чтобы натурные съемки выглядели реалистичнее, использовалась компьютерная графика. С ее помощью нанесли и символику Олимпиады на дома экранных спортсменов.

image
Олимпийскую деревню снимали в районе Митино

Данное решение Мегердичев объяснял элементарной экономией. По его словам, даже один день в Германии обошелся бы создателям слишком дорого. Именно поэтому они сразу задумались о поиске бюджетных альтернатив.

Игра с простыми американцами

Одной из самых запоминающихся сцен стала игра членов сборной по баскетболу с местными американцами, которые смогли победить профессионалов. Режиссер отмечал, что для съемок всех сцен они специально летали в США, в Лос-Анджелес. Здесь также проходили съемки матчей между сборной и студенческими командами.

image
Одной из самых запоминающихся сцен стала игра членов сборной по баскетболу с местными американцами

По словам Мегердичева, они хотели и тут сэкономить, отсняв американские пейзажи в Европе. Они отправились в Болгарию, где и западные специалисты зачастую снимают свои шедевры. На местных площадках есть уже выстроенные кирпичные дома и кафе, которые якобы имитируют американский колорит. Однако постановщик этого самого колорита не заметил, поэтому инициировал поездку группы в США. На реализацию всех задумок у съемочной группы было всего три дня, и поэтому им приходилось работать практически без перерыва. Однако это не помешало актерам частично осмотреть американские достопримечательности.

По словам Мегердичева, они хотели и тут сэкономить, отсняв американские пейзажи в Европе

Доподлинно неизвестно, на каких именно улицах и баскетбольных площадках проходили съемки, но инициатива Мегердичева явно пошла фильму на пользу. Сцены, снятые в Америке, получились одними из самых удачных.

Интересные факты о фильме

Картина «Движение вверх» побила все рекорды популярности, а у создателей за время съемок скопилось немало интересных воспоминаний. Какие же из этих фактов впечатляют больше всего?

Картина «Движение вверх» побила все рекорды популярности
  1. Самыми сложными оказались баскетбольные сцены. Оператор Игорь Гринякин использовал сразу шесть камер, чтобы запечатлеть каждое движение актеров на площадке.
  2. Финальная сцена с решающими последними тремя секундами и вовсе снималась больше недели. Режиссер постоянно вносил правки в действия актеров и следил, чтобы кадр идеально соответствовал реальным съемкам того времени.
  3. Всего существовало 22 версии сценария, которые постоянно дорабатывались командой авторов.
  4. Сын реального Сергея Белова Александр также снялся в фильме. Он исполнил небольшую роль, воплотив на экране образ баскетболиста Геннадия Вольнова. Помимо этого он помогал в съемках всех баскетбольных сцен.
  5. Весь съемочный процесс отнял у создателей шесть месяцев. Однако до начала работы оператор Игорь Гринякин еще несколько месяцев разрабатывал технологию съемки спортивных сцен.
  6. Реальная фамилия тренера Кондрашина была изменена на Гаранжин для того, чтобы съемочная группа могла уйти от судебного преследования. Дело в том, что вдовы реальных спортсменов были против реализации проекта из-за искажения фактов. Таким образом, создатели картины избежали юридической ответственности.

Почему «Движение вверх» пользуется такой популярностью?

После того, как фильм начал бить все кассовые рекорды, зрители задумались о причинах популярности картины. Пожалуй, главная из них — действительно качественная история, основанная на хорошем сценарии. Несмотря на скандалы со вдовами баскетболистов, съемочная группа грамотно поработала над историческим материалом.

Также им удалось передать колорит, подобрать фактурных актеров и еще до выхода ленты на экраны пробудить к ней сенсационный интерес.

В телевизионных программах, на разнообразных интернет-ресурсах и с плакатов зрителям рассказывали об уникальности ленты — именно поэтому она заимела успех

Тут «спасибо» следует сказать агрессивной рекламной кампании. В телевизионных программах, на разнообразных интернет-ресурсах и с плакатов зрителям рассказывали об уникальности ленты. Свое дело сделала и хорошая дата выхода на экраны. Картина вышла в прокат в период новогодних праздников, когда в кинотеатры хлынули отдыхающие граждане вместе с детьми.

И, конечно, нельзя игнорировать и актуальную сейчас тему патриотизма. Картина пробуждает в зрителях гордость за свою страну. Пусть и подвиг советских баскетболистов случился более сорока лет назад, а фильм с самого начала окружали скандалы, он все равно вышел ярким и заслуживающим просмотра.

Где снимали фильм «Движение вверх» и почему он стал таким популярным? обновлено: 17 апреля, 2018 автором:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий